22.04.2011 в 03:48
Пишет  Неназванный:

Читаю книгу Б.Е.Чертока "Ракеты и люди". Книга - мемуары о создании ракетной техники в СССР до 1956 года, и написаны в общем-то одним из создателей, так что интересно, разумеется. Множество деталей, которые отмечаю и откладываю себе в памяти. Но вот что главное меня волнует - то, КАК они работали...

Когда мои сотрудники удалились, Березняк развернул ватман.

На много раз перетертом чертеже были нанесены в двух проекциях контуры маленького, благородных очертаний планера. Меня удивили размеры этого планера. Размах крыла 6 метров, а длина от острого носа до хвоста всего 4,5 метра. Поверх переднего обтекателя нарисованы четыре ствола: две пушки и два пулемета. Так и не обнаружив мотора с винтом, я заметил, что это странный планер — очень мала площадь крыльев.

— Ты прав, это совсем не планер, — сказал Исаев. — Вот Сашка тебе сейчас все объяснит, а потом я скажу, зачем мы пришли к тебе. Твердо обещай по поводу этого разговора не трепаться. И даже Патрон (Болховитинов, прим. мое), ничего пока не должен знать.

Березняк сказал, что это принципиально новый ракетный самолет-перехватчик. В хвосте установлен жидкостный ракетный двигатель. Диаметр сопла всего 300 миллиметров. Поэтому на картинке самолет принимают за планер. Вся масса не более 1500 кг. Это вдвое меньше «Мессершмитта-109». Максимальная скорость 1000 км/ч, а может быть, и больше. Все будет зависеть от тяги двигателя. Он еще окончательно не выбран. Пока обещали двигатель на 1200 кгс тяги. Если его форсировать до 1500 кгс, то тяга будет равна весу самолета. Это почти вертикальный старт. Сумасшедшая скороподъемность — основное качество этого перехватчика. Как только бомбардировщик противника окажется на расстоянии одной-двух минут полета, перехватчик взлетает и молниеносно атакует, имея по крайней мере двойное превосходство в скорости. Топлива хватает только на одну атаку. Двигатель работает не более двух-трех минут. Возвращение на аэродром и посадка в режиме планирования. При скорости бомбардировщика до 600 км/ч на высоте 5000 м перехватчик настигает его через минуту после взлета, если пилот перехватчика не потеряет цель. Вся конструкция цельнодеревянная, из клееной фанеры, допускаются только узлы и кронштейны из дюраля. Шасси складывается и убирается под воздействием сжатого воздуха.

— Цилиндры в виде исключения придется делать металлическими, — пошутил Березняк.

Тут вмешался Исаев:

— Сашка мечтает и пушки сделать из клееной фанеры, но это я ему не позволю. Поставим два «Швака» на деревянном лафете. Такому самолету не нужен завод. Его будут делать все мебельные фабрики. Необычайная дешевизна и простота! Пятьдесят мебельных фабрик за год склеят по двадцать самолетов — уже тысяча! Представляешь, тысяча перехватчиков вокруг Москвы! Даже если каждый второй промажет, все равно пятьсот бомбардировщиков будет сбито. Вот чего сейчас не хватает англичанам!

Алексей был увлечен. Он говорил так горячо и артистично, что я заразился перспективой молниеносных взлетов фанерных перехватчиков с десятков аэродромов навстречу эскадрильям тяжелых бомбардировщиков.

— Все хорошо, но зачем вы пришли? — спросил я. — Мне здесь просто делать нечего. Поставить аккумулятор для подсветки приборов и кнопку для стрельбы. Это сутки работы моим чертежникам.

— Совсем не так, — возразил Исаев. — Во-первых, ночью перехватчик должен понимать, куда лететь, чтобы выйти в точку атаки по кратчайшему пути. Во-вторых, ему нельзя ошибиться при возвращении. У него нет топлива на маневр для повторного захода на посадку, если он промажет или не найдет свой аэродром. Он может заблудиться и днем в облаках. Ждать в воздухе этот самолет не способен. Его задача — взлет, атака, уничтожение и немедленная посадка.

Я должен был придумать систему обнаружения противника и наведения для атаки и навигационные приборы для возврата на аэродром. В 1940 году мне предлагалось продумать систему наведения, которую получили лет через десять зенитные ракеты.


Они сами - САМИ! - придумывают. Никто им платить за эти разработки не собирается. Более того - с них же еще и спросят, если что не так пойдет (и спросили, к слову, за катастрофу Би-1). Но - их это не пугает, они искренне хотят сделать ДЕЛО. Ладно, если бы я такое видел в этой только книге-мемуарах, но вспомнить тех же ранних и не очень Стругацких, их "Понедельник начинается в субботу", их "Стажеры"... И как-то по себе тоже чувствуешь, и по вот знакомым в Интернете, что люди способны творить бесплатно по ночам после своей обычной работы - если это им нравится и главное - будет востребовано. Не продано - нет. Оценено! Другими такими же, специалистами, взвешено, измерено и признано! Кто-то вышивает, кто-то клеит модели, кто-то делает фотосессии куклам... Пусть и дико звучит - но все-таки это явления одного порядка с придумыванием дешевых и примитивных в управлении перехватчиков, делающих невозможным крупномасштабное воздушное наступление противника и бомбежку твоих городов, твоих детей...

Вопрос только в том, что именно и кем именно востребовано...

Извечный постсоветский холивар на тему как жить лучше: гордясь своей страной в драке за колбасу, или кроя матом свою страну, выбрасывая эту самую колбасу в мусорник, - бессмысленен. Ибо спорят как раз те, кто и тогда, и сейчас все мерил колбасой... ЭТИ - использовали колбасу для пополнения сил и продолжения РАБОТЫ... А если не было колбасы - ну и хрен с ней, абы что было поесть... офф-топиком

URL записи

вот меня тоже постоянно гложет эта идея. вдохновленная работа над проектом который тебе интересен.
наверное это именно то почму мне нравится проект ё-мобиля - революция рождается одиночками.

@темы: (c)пёр